Ежу понятно то, что словообразование – это когда из одного слова образуешь другое с иным смысловым значением.
Причем достаточно изменить хотя бы одну букву в арабском слове и смысл его, пусть даже незначительно, но все же изменится.
Арабская филология делит все части речи на три обширные категории:
• Глагол
• Имя
• Частица
Сразу надо сказать то, что к частице наука никакого отношения не имеет, так как она неизменяемая часть речи.
Глаголы и имена устроены весьма хитроумно и напоминают сложный механизм. Но, невзирая на это, они легко поддаются точному разбору.
Для пущей наглядности приведем два примера:
и
Что мы натворили? Аж из десятибуквенного глагола мы поэтамно извлекли трехбуквенную корень-основу! И то, что удивительно - это не случайно, а закономерно!
Ну что же, давайте разберем вышеприведенные примеры более обстоятельно.
Можно сделать вывод о том, что в слове есть служебные (то есть некоренные) и коренные буквы.
Служебные, приставные буквы словообразования для облегченного запоминания можно собрать в памято-вспомогательную связку слов (запоминалку), с ироническим значением: "сегодня ты забудешь это!"
Причем следует хорошо запомнить то, что иногда под буквой подразумевается значок и ее частичные уподобления . Все прочие согласные буквы – суть коренные.
Источником словообразования согласно мнению ученых басрийской школы морфологии является имя действия (отглагольное имя существительное) – масдар. Аргументируют они это тем, что он указывает лишь на определенное понятие или состояние. Он проще и элементарнее глагола, который отягощен связью со временем и лицом деятеля.
Для ученых Куфы основа словообразования – это глагол. Этого мнения придерживались и те, кто заложил фундамент науки сарф.
Не вдаваясь в подробности причин подобных противоречий языковедов, примем как аксиому то, что корнем-основой практически любого даже самого длинного арабского слова является трех, редко четырехбуквенный корень.
Он представляет собой глагол прошедшего времени, третьего лица, (то есть ОН), мужского рода, единственного числа и
и является корнем-основой.
"Говорил речь, рассказывал проповедь, сватался",
"Следовал, логически вытекал, был необходимым, неразлучным".
Каким образом мы извлекли корень-основу было продемонстрировано ранее.
Повторяю, но ни в коем случае не повторяюсь - целью нашего курса является умение найти искомый корень-основу в любом, пусть даже самом мудреном слове.
Естественно, не надо обольщаться простотой этих примеров. Сразу предупреждаю, что хлеб на дереве не растет, и посему готовы будьте к разным приключениям.
Бывает так, что в корне содержатся слабые буквы(так называются гласные арабского алфавита):
Они ведут себя не всегда корректно, могут внезапно исчезнуть, превратиться в хамзу или другую слабую букву.
Однако, не отчаивайтесь, мы изучаем арабский язык. А в нем даже вроде бы такие ужасные непонятности подчиняются достаточно строгим правилам. Вы непременно в них разберетесь...
А в самом начале, практически невозможно извлечь корень из таких неадекватных форм, как:
- "соблюдай", от глагола-основы:
"Был верным".
или -
"смотри", от глагола-основы:
"Увидел".
Поэтому, если вы вдруг бьетесь над каким-нибудь строптивым словом, содержащим больную букву, а оно никак не хочет находиться в словаре, то отложите его и читайте дальше. При возможности, спросите знающего.
Можете спросить и меня, электронный адрес вы знаете, чем смогу, тем помогу.
Следующяя глава
Предыдущая глава
Перейти наверх
Вернуться к первому шагу